Заседание №1
Время проведения: 27 января -- 27 марта.
Темы для обсуждения:
1. Формирование и контроль навыков аудирования.
Теоретические основы и
практическая реализация.
2. Компьютер и интернет в преподавании иностранного (немецкого) языка.
Уважаемые коллеги!
Спасибо за приглашение принять участие в заседании виртульного
методического объединения учителей немецкого языка!
Темы, предложенные Вами для дискуссии, конечно, важны и
актуальны и даже очень между собой связаны. Ведь на всех CD- ROM есть тексты для понимания на
слух и озвученные видеофильмы, поэтому важно, чтобы учащиеся имели навыки
аудирования. Хотя все мы знаем, насколько это трудное дело - их формирование. Но
об этом ниже.
Немченко Антонина Аркадьевна-
ст. преп. кафедры немецкого и романских языков
Иркутского Государственного Технического Университета
Адрес ИрГТУ: 664074 Иркутск
ул. Лермонтова 83
тел. (факс): 3952- 43 05 26- Центр Языковой Подготовки
тел. (дом.): 3952- 35 65 67
mailto:tonja2000@mail.ru
Тема доклада:
Формирование и контроль навыков аудирования при
коммуникативном методе обучения (из опыта работы)
Аудирование как вид естественной речевой деятельности представляет собой
сложное умение понимать на слух то или иное сообщение в естественных условиях
общения Психологи отмечают, что это очень сложная деятельность, при которой
участвуют разные механизмы психики, т.к. аудирование, как и другие виды речевой
деятельности - это психическая деятельность. Функционирование таких механизмов
как память, восприятие, внимание, способность прогнозирования, осмысление и др.
носит индивидуальный характер и отражается на эффективности аудирования. К
сожалению, как мне кажется, вопрос этот мало изучен. Во всяком случае, я не
смогла найти литературу, где я могла бы найти доступный для моего понимания
ответ на такие вопросы, как:
С помощью каких механизмов психики происходит процесс аудирования, с помощью
каких действий реализуется аудирование, как разделить эти действия на операции,
выполнению которых надо бы обучать. Если у Вас, дорогие коллеги, есть для меня Tipps, буду очень благодарна.
Итак, цель занятий, направленных на понимание при аудировании, состоит в
научении понимать, в конечном счете, естественную речь. Когда я беседую с
первокурсниками на первом занятии немецкого языка и спрашиваю, что они ждут от
наших занятий, то, конечно, на первом месте ответ: Я хочу научиться говорить
по-немецки и понимать, что мне отвечает
настоящий немец . Здесь я всегда внутренне
вздрагиваю, поскольку все мы на собственном опыте знаем- не
имея постоянных контактов с носителями языка, очень трудно заговорить, Но где
же взять мне настоящих немцев здесь в Сибири!?
К счастью, в последнее время появилось достаточно много аудио и видеоматериалов, максимально приближенных к
естественной речи. Что же характеризирует естественную речь?
Устная речь отличается от письменной по многим параметрам: она содержит больше
повторов, в ней встречается много слов- заполнителей. В ней может быть меньше
познавательного содержания, чем в аналогичном письменном тексте, в ней могут
встречаться неграмматикализованные формы, слова могут произноситься неясно или
просто опускаться. Трудности восприятия могут быть из- за скорости речи,
незнакомого ритма, диалекта, плохой артикуляции, числа говорящих,
эмоциональности речи, фонового шума и пр.
Для развития навыков понимания естественной речи, важно, чтобы обучаемые уже на
начальном этапе имели дело с аутентичными текстами или, по крайней мере, с
полуаутентичными текстами. (Под полуаутентичными текстами я понимаю такие,
которые тщательно подготовлены в соответствии с программой и темой занятия и
начитанные Muttersprachler в лабораторных условиях)
Аудирование можно сделать целенаправленным с помощью тщательно продуманных и
подобранных заданий (а не только выполнением заданий на выбор нужного ответа,
правильные/ неправильные вопросы и W- вопросы: wer, was, wo, wann, warum?) Кто
этим занимался, знает, насколько это трудоемкая работа - дидактизация
аутентичных аудио- и видеотекстов.
Хочу поделиться своим опытом на примере
работы над видеофильмом из Einblicke (Ein deutscher Sprachkurs) von Inter Nationes und Goethe- Institut. К сожалению, самого учебника у
меня нет, есть только переписанная видеокассета, которую я использую как
дополнительный материал по страноведческим темам. В декабре наши занятия с
первокурсниками (немецкого языка у них 4 час. в неделю) были посвящены в основном
новогодним праздникам. Мы много читали, обсуждали, сопоставляли, играли,
бродили по Интернету и, конечно, слушали и смотрели. Кстати, результатом всей
этой работы был открытый (для студентов и преподавателей) Рождественский урок,
который состоялся как раз 25 декабря.
Для страноведческих сапостовлений работа с видеоматериалами, конечно, полезней
и интересней чем просто прослушивание аудиотекстов, поскольку студенты не
только слушают, но и видят, как ведут себя люди в стране изучаемого языка.
Итак, к нашей программной теме в Einblicke есть фильм Weihnachten.
Задания для понимания фильма можно разделить следующим
образом:
1. Задания, предваряющие аудирование и просмотр
2. Задания во время аудирования и просмотра
3. Задания после аудирования и просмотра
1. Целью заданий перед просмотром фильма являются подготовка к просмотру,
мотивация учащихся, введение в тему и, в какой- то мере, активизация полученных
ранее знаний по данной тематике
Студентам предлагается выполнить следующие задания:
1. Was faellt Ihnen ein< wenn Sie das
Wort “Weihnachten“ hoeren?
Notieren Sie Ihre spontanen Assoziationen zu diesem Wort (auf deutsch oder
russisch).
/Arbeiten Sie mit Ihrem Nachbarn zusammen!
Diskutieren Sie darueber in der Gruppe!
Weihnachten
Geburt von Christus
2. Vergleichen
Sie diese Woerter mit den folgenden deutschen Begriffen und ordnen Sie
sie den passenden deutschen Begriffen zu!
Weihnachtsbaum
Krippe
Weihnachtslieder
Weihnachtsgeschenke
Weihnachtsmarkt
Geburt des Jesuskindes
Weihnachtsmann
Weihnachtsengel
Fest der Familie
Religioeser Hintergrund
4. Bitte ordnen Sie die untenstehenden
Saetze so, dass sich ein sinnvolles Resueme zum Viedeofilm
Weihnachten ergibt. Arbeiten Sie mit Ihrem Nachbarn zusammen! Begruenden
Sie Ihre Anordnung!
a) Am Ende des Filmes zeigt man, wie
Familien an Weihnachten in die Kirche gehen.
b) Zuerst werden im Film historische Dokumentaraufnahmenund alte Fotos gezeigt.
c) An Weihnachten versammeln sich die Familien.
d) Vor Weihnachten kaufen die Menschen auf Weihnachtsmaerkten Geschenke.
e) Viele Leute gehen aber auf Reisen.
Задания во время просмотра фильма:
Здесь я разделяю работу на 2 этапа:
1 этап- использование только аудиотекста без просмотра самого фильма или
просмотр только видеофильма без звука
2 этап - нормальный просмотр текста
Прослушивание без просмотра (поскольку я не знаю, как можно отключить
изображение, оставив только звук, то я делаю это элементарно - закрываю экран)
дает возможность студентам вообразить на основании звуков, музыки, речи обстановку,
участников и действия.
1.Sie hoeren jetzt
die Kommentar zum Film, ohne den Film selbst zu sehen. Notieren Sie bitte
stichwortartig, alles was sie beim Hoeren vestanden haben!
2. Wie meinen Sie, was wuerden wir im Film sehen? Diskutieren Sie darueber in
der Gruppe!
3. Schauen Sie sich bitte diese Weihnachtskarten an! (за многие годы
переписки с немецкими друзьями у меня их собралось много). Welche Karten passen dem gehoerten
Text? Diskitieren Sie darueber in der Gruppe!
Если же я предлагаю посмотреть фильм без звука, то тем
самым хотела бы повысить их способность к
невербальной коммуникации и к ее интерпретации. Студенты пытаются догадаться,
что происходит и о чем говорится в фильме. Затем они вместе обсуждают, какие
слова и выражения они могут услышать во время просмотра фильма. Ключевые
моменты, варианты интерпретации и ключевые слова записываются на доске, для
того, чтобы вернуться к их обсуждению уже после нормального просмотра фильма.
Задания после просмотра фильма
1. Wie wuerden Sie den Film inhaltlich
gliedern? Geben Sie bitte jedem Abschnitt eine Ueberschrift!
Предпологаемые ответы:
Geschichte
Weihnachtsmarkt
Kaufen und Schenken
Verreisen in den Sueden
Fest der Familie und Geschenke
Besuch der Kirche
2. Welche von folgenden Informationen sind im Film erhalten?
Ja
Nein
Weihnachten ist das Fest der
Familie
+
und Geschenke.
Zu Weihnachten werden Stollen und
Plaetzchen gebacken.
Die wichtigsten Weihnachtssymbole
sind die Krippe und der Tannenbaum.
Viele Leute moechten an Weihnachten
auf Reisen gehen.
Die Wohnungen muss man gruendlich
sauber machen.
Am 5. Dezember besucht die Kinder
der Nikolaus.
3. Was haben Sie
fuer sich Neues aus dem Film erfahren? Diskutieren Sie darueber in der Gruppe!
Завершить работу над
фильмом можно ролевой игрой.
Rollenspiel
Arbeitsgruppe 1:
Sie sind Eltern und wollen unbedingt ueber Weihnachten zu Hause bleiben und im
Familienkreis friedlich zusammenfeiern.
Arbeitsgruppe 2: Sie sind Geschwister und wollen nicht zu Hause bleiben sondern
nach Australien reisen.
Arbeitsgruppe 3: Sie sind Grosseltern. Der Grossvater will in die Kirche gehen
und danach gemuehtlich im engen Kreis der Lieben feiern, die Grossmutter aber
mit den Enkelkindern verreisen.
И в качестве
последнего завершающего этапа я предлагаю студентам посмотреть еще один фильм
по этой же тематике Weihnachten in Rhoen . Здесь студенты просто выполняют роль
свидетелей , которые смотрят и слушают и просто обсуждают то, что они поняли из
фильма. Можно предложить им также ответить на globale W- Fragen (Wer? Was? Wo? Wann? Wie? Warum? usw.).
Я с удовольствием
наблюдаю, как удивляются и радуются мои студенты, что они" почти что все
поняли .
Спасибо за внимание! Буду очень благодарна за критические замечания и советы!
С уважением
Антонина Немченко